Ракетные войска стратегического назначения

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) в настоящее время представляют собой род войск в составе Вооруженных сил РФ, находящийся в непосредственном подчинении Генерального штаба ВС РФ.

РВСН были преобразованы из вида войск в род войск в соответствии с указом Президента РФ от 24 марта 2001 г. Командующий РВСН--генерал-лейтенант Сергей Викторович Каракаев--был назначен на эту должность указом Президента РФ от 22 июня 2010 г.

По состоянию на начало 2014 г. на вооружении РВСН находилось 311 ракетных комплексов четырех различных типов, которые были способны нести 1078 ядерных боезарядов:

Количество комплексов Всего боезарядов    
Ракетный комплекс Боезарядов     Места дислокации
Р-36МУТТХ/Р-36М2 (SS-18)
52
10
520
Домбаровский, Ужур
УР-100НУТТХ (SS-19)
40
6
240
Татищево
Тополь (SS-25)
108
1
108
Йошкар-Ола, Новосибирск, Иркутск, Барнаул, Выползово
Тополь-М ш (SS-27)
60
1
60
Татищево
Тополь-М м (SS-27)
18
1
18
Тейково
РС-24 м
33
4
132
Тейково, Новосибирск, Нижний Тагил
Всего
311
1078

 

Подразделения РВСН

В состав РВСН входят три ракетных армии: 27-я гвардейскоя ракетная армия (штаб расположен в г. Владимир), 31-я ракетная армия (Оренбург), 33-я гвардейская ракетная армия (Омск). 53-я paкетная армия (Чита) была расформирована в конце 2002 г.

По состоянию на начало 2014 г. в составе ракетных армий РВСН находятся 12 ракетных дивизий на вооружении которых находятся боевые ракетные комплексы.

Количество ракетных комплексов
Ракетная дивизия
Тип ракетного комплекса
27-я гв ра (Владимир)
Татищево: 60 рд (Татищево-5, Светлый)
40
УР-100НУТТХ (SS-19)
60
Тополь-М ш (SS-27)
Козельск: 28 гв рд
0
РС-24 Ярс
Выползово: 7 гв рд (Озерный, Бологое-4)
18
Тополь (SS-25)
Тейково: 54 гв рд (Красные Сосенки)
18
РС-24 Ярс
18 Тополь-М м (SS-27)
Йошкар-Ола: 14 рд
27
Тополь (SS-25)
31-я ра (Ростоши, Оренбург)
Домбаровский: 13 рд (Ясный)
24
Р-36М2 (SS-18)
Нижний Тагил: 42 рд (Верхняя Салда, Нижний Тагил-41, Свободный)
6
РС-24 Ярс
33-я гв ра (Омск)
Ужур: 62 рд (Ужур-4, Солнечный)
28
Р-36М2 (SS-18)
Новосибирск: 39 гв рд (Новосибирск-95, Пашино, Гвардейский)
18+9
Тополь (SS-25)+РС-24 Ярс
Иркутск: 29 гв рд (Зеленый)
9
Тополь (SS-25)
Барнаул: 35 рд (Сибирский-2)
36
Тополь (SS-25)
ра - ракетная армия, рд - ракетная дивизия, гв -гвардейская

Ракетные комплексы

Разработка ракет Р-36М2 (РС-20В, SS-18) была проведена КБ Южное (Днепропетровск, Украина). Развертывание ракет Р-36М2 было произведено в 1988-1992 гг. Ракеты Р-36М2 двухступенчатые жидкостные, могут нести 10 боезарядов. Производство ракет осуществлял Южный машиностроительный завод (Днепропетровск, Украина). Планы развития РВСН предусматривают сохранение на боевом дежурстве ракет Р-36М2 примерно до 2022 г.

Ракеты УР-100НУТТХ (SS-19) были разработаны НПО машиностроения (Реутов, Московская область). Развертывание ракет производилось в 1979-1984 гг. Ракета УР-100НУТТХ двухступенчатая жидкостная, несет 6 боезарядов. Производство ракет осуществлял завод им. М. В. Хруничева (Москва). К настоящему времени часть ракет УР-100НУТТХ была снята с вооружения. В то же время, часть ракет останется на вооружении до 2019 г.

Грунтовые ракетные комплексы Тополь (SS-25) были разработаны в Московском институте теплотехники. Развертывание ракет производилось в 1985-1992 гг. Ракета комплекса Тополь трехступенчатая твердотопливная, несет один боезаряд. Производство ракет осуществлял Воткинский машиностроительный завод. В настоящее время идет процесс снятия комплексов Тополь с вооружения в связи с истечением сроков службы ракет. Планируется, что все ракеты будут выведены из состава РВСН в 2021 г.

Ракетный комплекс Тополь-М (SS-27) и его модификация РС-24 Ярс разработаны в Московском институте теплотехники. Комплекс создан в варианте шахтного базирования и в варианте грунтового мобильного базирования. Ракета комплекса Тополь-М трехступенчатая твердотопливная, изначально создавалась в моноблочном варианте. В 2007 г. были проведены испытания варианта ракеты, оснащенной РГЧ ИН, получившего обозначение РС-24 Ярс. Развертывание комплексов РС-24 в мобильном варианте было начато в 2010 г. Шахтный вариант ракеты планируется поставить на боевое дежурство в 2014 г.

Подписка на поток

Strategic Rocket Forces

Strategic Rocket Forces is a separate branch of the Russia's Armed Forces, subordinated directly to the General Staff. The current commander of the Strategic Rocket Forces -- Lt.-General Sergei Karakayev -- was appointed to this post by a presidential decree of 22 June 2010.

As of January 2014, the Strategic Rocket Forces were estimated to have 311 operational missile systems of five different types. Intercontinental ballistic missiles of these systems could carry 1078 warheads.

Number of systems
Total warheads
Missile system
Warheads
Deployment
R-36M2 (SS-18)
52
10
520
Dombarovsky, Uzhur
UR-100NUTTH (SS-19)
40
6
240
Tatishchevo
Topol (SS-25)
108
1
108
Yoshkar-Ola, Novosibirsk, Irkutsk, Barnaul, Vypolzovo
Topol-M silo (SS-27)
60
1
60
Tatishchevo
Topol-M mobile (SS-27)
18
1
18
Teykovo
RS-24 mobile
33
4
132
Teykovo, Novosibirsk, Nizhniy Tagil
Total
311
1078

 

Strategic Rocket Forces units

Strategic Rocket Forces include three missile armies: the 27th Guards Missile Army (headquarters in Vladimir), the 31st Missile Army (Orenburg), the 33rd Guards Missile Army (Omsk). The 53rd Missile Army (Chita) was disbanded in 2002. It appears that the 31st Missile Army (Orenburg) will be liquidated by 2016.

As of 2014, the missile armies included 12 missile divisions.

Number of missiles
Missile division
Missile system
27th Guards Missile Army (Vladimir)      
Tatishchevo: 60th MD (Tatishchevo-5, Svetlyy)
40
UR-100NUTTH (SS-19)
 
60
Topol-M silo (SS-27)
Kozelsk: 28th GMD
0
RS-24 Yars silo
Vypolzovo: 7th GMD  (Ozernyy, Bologoye-4)
18
Topol (SS-25)
Teykovo: 54th GMD (Krasnyye Sosenki)
18
RS-24 mobile
  18   Topol-M mobile (SS-27)
Yoshkar-Ola: 14th MD
27
Topol (SS-25)
31st Missile Army (Rostoshi, Orenburg)      
Dombarovsky: 13th MD (Yasnyy)
24
R-36M2 (SS-18)
Nizhniy Tagil: 42nd MD (Verkhnyaya Salda, Nizhniy Tagil-41, Svobodnyy)
6
RS-24 Yars
33rd Guards Missile Army (Omsk)      
Uzhur: 62nd MD (Uzhur-4, Solnechnyy)
28
R-36M2 (SS-18)
Novosibirsk: 39th GMD (Novosibirsk-95, Pashino, Gvardeiskiy)
18+9
Topol (SS-25)+RS-24 Yars
Irkutsk: 29th GMD (Zelenyy)
9
Topol (SS-25)
Barnaul: 35th MD (Sibirskiy-2)
36
Topol (SS-25)
MD - Missile Division, GMD - Guards Missile Division

Missile systems

R-36M2 (RS-20V, SS-18) missiles were developed by the Yuzhnoye Design Bureau (Dnepropetrovsk, Ukraine). The missiles were deployed in 1988-1992. The missiles, produced by the Yuzhnyy Machine-Building Plant (Dnepropetrovsk, Ukraine), have two liquid-fuel stages and can carry 10 warheads. The Strategic Rocket Forces plans to keep all R-36M2 missiles in service until 2022.

UR-100NUTTH (SS-19) missiles were developed by the Machine-Building NPO (Reutov, Moscow oblast) and were deployed in 1979-1984. The missiles were produced by the M. V. Khrunichev Machine Building Plant (Moscow). The missile has two liquid-fuel stages and can carry 6 warheads. A number of missiles have been removed from service, but after a series of test launches service life of the missile was extended to more than 30 years, so some of them could be kept in service until 2019.

Road-mobile Topol (SS-25) missile system was developed at the Moscow Institute of Thermal Technology. The systems were deployed in 1985-1992. The missile has three solid-propellant stages and carries single warhead. The missiles were produced at the Votkinsk Machine-Building Plant. The currently deployed missiles are close to the end of their service lives and are being withdrawn from service.

Topol-M (SS-27) and RS-24 missile systems have been developed at the Moscow Institute of Thermal Technology. Topol-M exists in two versions -- silo-based and road-mobile. Deployment of the silo-based version began in 1997. The road-mobile version has completed flight tests in December 2004. The first mobile missiles began service in December 2006. The missile has three solid-propellant stages and was initially developed as a single-warhead missile. In 2007 Russia began tests of a MIRVed version of the Topol-M mobile missile, which was designated RS-24. Deployment of this missile began in 2010.